evgalt (evgalt) wrote in ifap_ru,
evgalt
evgalt
ifap_ru

Наш ответ Набиуллиной

Министерство экономического развития
Российской Федерации
Департамент государственного
регулирования в экономике


Отзыв на проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»


На наш взгляд, проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – «проект Постановления»), опубликованный Министерством экономического развития Российской Федерации, создает предпосылки для затруднения и препятствования доступу граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, путем создания технологических и финансовых барьеров.


1. Согласно п. 4 проекта Постановления, расходы, связанные с пересылкой информации, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований.


Вместе с тем, согласно п. 8 проекта Постановления, перечисление средств в размере платы за предоставление информации производится на счет, открытый органу Федерального казначейства для учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в соответствующий бюджет.


Соответственно, средства, полученные Федеральным казначейством от граждан в счет оплаты за предоставление информации, не могут быть распределены между государственными органами и органами местного самоуправления соответственно фактически понесенным ими соответствующим расходам в пределах того же бюджетного периода, когда эти расходы были понесены.


Таким образом представляется, что плата за предоставление информации, по сути, оказывается пошлиной за предоставление гражданам государственной (муниципальной) услуги, а не возмещением расходов, понесенных государственными органами и органами местного самоуправления в связи с ответом на поступивший к ним запрос информации.


Однако проект Постановления и соответствующая норма Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», оперирует именно понятием «плата за предоставление информации», а не «пошлина за государственную услугу по предоставлению информации».


Полагаем, что указанное обстоятельство противоречит букве и духу упомянутого закона и приводит к использованию некорректного механизма установления размера соответствующей платы.


2. Согласно п. 2 Постановления, бесплатно предоставляется информация в электронном виде, объем которой не превышает 1 мегабайта.


Данная норма создает предпосылки для искусственного завышения объема файла (и, соответственно, стоимости) с запрашиваемой информацией в электронном виде. Например, 1 машинописная страница текста в зависимости от формата файла, в котором она размещена, может занимать как 1/1000 мегабайта (простой текстовой формат файла, TXT), так и 50 мегабайт (графический формат файла, например BMP).


Размер файла с информацией в электронном виде может быть дополнительно уменьшен (в отдельных случаях – в десятки раз) при сжатии его специальными программами (архиваторами), которые широко используются пользователями компьютеров (форматы файлов RAR, ZIP и т.п.)


Однако, согласно проекту Постановления, государственные органы и органы местного самоуправления никоим образом не поощряются к принятию разумных мер по сокращению объема файлов с информацией, предоставляемой по запросу. Напротив, проектом Постановления допускается предоставление информации в файлах любого объема.


Кроме того, норма, согласно которой бесплатно предоставляется информация в электронном виде, объем которой не превышает 1 мегабайта, выглядит необоснованной с той точки зрения, что объем работы, необходимой для предоставления информации в электронном виде, не зависит от размера файла с указанной информацией.


Полагаем, что вышеизложенное создает предпосылки для создания необоснованного финансового препятствия к обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за счет намеренного увеличения объемов файлов с информацией в электронном виде и, как следствие, стоимости предоставления такой информации.


3. Согласно п. 5 проекта Постановления, если объем предоставляемой информации превышает объем, который может быть передан по электронной почте, информация записывается на принадлежащее пользователю информации компьютерное накопительное устройство.


Однако проект Постановления не содержит никаких критериев определения объема информации, который может или не может быть передан по электронной почте.


Полагаем, что вышеизложенное создает предпосылки для создания необоснованных технических препятствий к обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за счет произвольного определения государственными органами и органами местного самоуправления объема информации в электронном виде, который не может быть передан по электронной почте.


4. Согласно п. 5 проекта Постановления, если компьютерное накопительное устройство не предоставляется пользователем информации, то стоимость указанного устройства включается в плату за предоставление запрашиваемой информации.


Однако проект Постановления не содержит указаний на допустимые типы указанных накопительных устройств и их предельную стоимость.


Соответственно государственные органы и органы местного самоуправления могут по своему усмотрению предоставить информацию на накопительном устройстве, не использующегося (редкого) в настоящее время типа, которое гражданин, запросивший информацию, не сможет использовать на своем компьютере.


Кроме того, цена такого устройства может быть установлена государственными органами и органами местного самоуправления произвольно, в том числе – на «заградительном» уровне.


Полагаем, что вышеизложенное создает предпосылки для создания необоснованных технических препятствий к обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.


5. Согласно п. 5 проекта Постановления, в случае предоставления информации на компьютерном накопительном устройстве, пользователь информации оплачивает расходы, связанные с пересылкой компьютерного накопительного устройства по почте.


Однако проект Постановления не предусматривает право пользователя информации лично забрать накопительное устройство с записанной на него информацией. Обращаем также внимание на тот факт, что с учетом изложенного в п. 4 настоящего отзыва, вес такого устройства может достигать нескольких килограммов.


Полагаем, что таким образом, создаются предпосылки для создания необоснованных технических препятствий к обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно:

  • увеличивается время, необходимое для получения запрошенной информации, на время пересылки указанной информации по почте;
  • увеличиваются расходы пользователя информации на величину расходов на почтовую пересылку;
  • увеличивается стоимость расходов на почтовую пересылку.

6. Согласно п. 3 проекта Постановления, устанавливается величина платы за предоставление информации о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, превышающей установленный бесплатный объем.


На наш взгляд, указанная величина платы не соответствует соответствующим реальным расходам государственных органов или органов местного самоуправления, а именно:

  • размер платы в 10 рублей за страницу формата А4 превосходит стоимость аналогичных работ, установившуюся на сегодня на свободном рынке, в 2-5 раз (в зависимости от региона);
  • принцип формирования оплаты за предоставление информации в электронном виде в виде платы за каждый дополнительный мегабайт, не соответствует технологическому процессу предоставления информации в электронном виде, который не зависит от объема предоставляемой информации;
  • размер платы в 100 рублей за страницу формата от А3 до А0 может превосходить стоимость аналогичных работ, установившуюся на сегодня на свободном рынке, в несколько раз (в зависимости от региона и формата страницы); полагаем очевидным, что рыночная стоимость копирования страницы А3 в разы ниже стоимости копирования страницы А0; более того, размер платы за предоставление 100 страниц формата А3 с информацией соответствует стоимости нового копировального аппарата формата А3 и упаковки бумаги формата А3 объемом в 1000 листов;
  • размер платы в 100 рублей за 1 мегабайт информации, взимаемой в том случае, если запрашиваемая информация может быть предоставлена только после ее перевода в электронный вид, не соответствует технологическому процессу оцифровки информации, который не зависит от объема информации, полученной путем оцифровки.

7. Проект Постановления не содержит технических требований (условий) к формату страниц, на которых предоставляется информация на бумажном носителе при условии, что предоставляется не факсимильная копия оригинальной информации на бумажном носителе.


Таким образом, государственные органы или органы местного самоуправления получают возможность сами выбирать формат бумаги, на котором предоставляется информация на бумажном носителе, и необоснованно увеличивать его (с соответствующим увеличением платы за предоставление такой информации).


Также государственные органы или органы местного самоуправления могут произвольно устанавливать поля, размер шрифта, межстрочные интервалы и иные параметры текста с целью необоснованного увеличения количества страниц, на которых предоставляется информация на бумажном носителе.


Полагаем, что вышеизложенное создает предпосылки для создания необоснованных финансовых препятствий к обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.


Исходя из всего вышеизложенного считаем, что Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

  • предусматривает экономически и технологически не обоснованные размеры платы за предоставление информации о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления;
  • содержит предпосылки для создания необоснованных технических и финансовых препятствий для реализации гражданами своего права на доступа к информации о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления.

Tags: доступ к информации, законотворчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments